ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОВПНИКА

 

Житие прп. Симеона Столпника

Преподобный Симеон Столпник родился в Каппадокийском селении Сисан в семье христиан Сусотиона и Марфы. С 13 лет он стал пасти овец своего отца. К этому первому своему послушанию он относился добросовестно и с любовью. Однажды Симеон, услышав в церкви Евангельские заповеди блаженств, был потрясен их глубиной. Не доверяя собственному незрелому суждению, он тут же обратился с расспросами к опытному старцу. Старец охотно разъяснил отроку содержание услышанного и окончательно укрепил в нем решимость следовать Евангельским путем. Не заходя домой, Симеон направился в ближайший монастырь и после слезных просьб был через неделю принят в число братии. Когда Симеону исполнилось 18 лет, он принял иноческий постриг и предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы. Его ревность, непосильная для остальной монастырской братии, встревожила игумена, и он предложил преподобному либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Тогда преподобный Симеон удалился из обители и поселился на дне высохшего колодца, где мог беспрепятственно исполнять свои суровые обеты. Через некоторое время игумену в сонном видении явились Ангелы, которые повелели ему вернуть Симеона в монастырь. Однако преподобный недолго пробыл в обители. Вскоре он удалился в каменную пещеру, расположенную недалеко от села Галанисса, и прожил там три года, все более совершенствуясь в иноческих подвигах. Однажды он решил провести всю святую Четыредесятницу без пищи и пития. С помощью Божией преподобный выдержал этот строгий пост. С тех пор он всегда на все время святой Четыредесятницы полностью отказывался даже от хлеба и воды, двадцать дней молясь стоя, а двадцать дней - сидя, чтобы не дать ослабеть телесным силам. Целые толпы народа стали стекаться к месту его трудов, желая получить исцеление от недугов и услышать слово христианского назидания. Избегая мирской славы и стремясь вновь обрести утраченное уединение, преподобный избрал еще не известный в то время вид подвижничества. Он построил столп высотой в 4 метра и поселился на нем в маленькой келлии, предавшись усиленной молитве и посту. Молва о преподобном Симеоне дошла до высшей церковной иерархии и императорского двора. Антиохийский Патриарх Домнин II (441 - 448) посетил преподобного, совершил на столпе Божественную литургию и причастил подвижника Святых Тайн. Подвизавшиеся в пустыне отцы также узнали о преподобном Симеоне, избравшем такой трудный вид подвижничества. Желая испытать нового подвижника и узнать, угодны ли Богу его непомерные подвиги, они отправили к нему своих посланцев, которые должны были от лица отцов приказать преподобному Симеону сойти со столпа. В случае неповиновения они должны были насильно стащить его на землю, а если бы он проявил покорность, им поручено было от имени отцов благословить его на продолжение подвига. Преподобный проявил полное послушание и глубокое христианское смирение.

Преподобному Симеону довелось пережить многие искушения, и он неизменно одерживал над ними победу, полагаясь не на собственные слабые силы, а на Самого Господа, Который всегда приходил к нему на помощь. Преподобный постепенно увеличивал высоту столпа, на котором стоял. Последний его столп был высотой в 40 локтей. Вокруг него была возведена двойная ограда, которая возбраняла беспорядочным толпам народа слишком близко подходить к преподобному и нарушать его молитвенную сосредоточенность. Женщины вообще не допускались за ограду. В этом преподобный не сделал исключения даже для собственной матери, которой после долгих и безуспешных поисков удалось, наконец, обнаружить своего пропавшего сына. Не добившись свидания, она так и умерла, приникнув к окружавшей столп ограде. Тогда преподобный попросил принести к нему гроб и благоговейно простился с усопшей матерью - и тогда мертвое лицо ее просияло блаженной улыбкой.

Преподобный Симеон провел в усиленных иноческих подвигах 80 лет, из которых 47 он простоял на столпе. Бог даровал ему исполнить в столь необычных условиях поистине апостольское служение - многие язычники приняли Крещение, потрясенные нравственной стойкостью и телесной крепостью, которые Господь даровал Своему подвижнику.

Первым узнал о кончине преподобного его ближайший ученик Антоний. Встревоженный тем, что его наставник в течение 3-х дней не показывался народу, он поднялся на столп и нашел его мертвое тело, склоненное на молитве (+ 459). Погребение преподобного совершил Антиохийский Патриарх Мартирий (456 - 468) при огромном стечении духовенства и народа. Его похоронили недалеко от столпа. Антоний устроил на месте его подвигов монастырь, на котором почило особое благословение преподобного Симеона.

 

МОНАСТЫРЬ СВ. СИМЕОНА СТОЛПНИКА

Монастырь Св. Симеона Столпника (Калаат Семаан, 60 км к северо-западу от Алеппо, время работы ср.—пн. 9.00-18.00, окт.-март до 16.00), спрятавшийся среди отрогов сирийских предгорий неподалеку от турецкой границы, считается одной из величайших святынь христианского мира.

 В развалинах древней базилики на мощном каменном основании сохранился камень в форме гигантского яйца — остатки двенадцатиметровой колонны, воздвигнутой самим преподобным Симеоном. Он искал на ней спасение от многочисленных паломников, почитателей и любопытствующих, сходившихся сюда, чтобы собственными глазами убедиться в существовании самоотверженного монаха. Смысл его «оригинального» поведения был непонятен.

Но среди монахов-отшельников вскоре появились многочисленные последователи, также «переселившиеся» на колонны.

 

 

После смерти преподобного Симеона в 459 г. византийский император Зенон приказал построить на краю крутого обрыва собор. Четыре расположенные по сторонам света базилики обращены входами в восьмиугольный двор. Так возник уникальный крестообразный храм.

С юго-восточной стороны к храму примыкало трехэтажное здание монастыря с кельями монахов и хозяйственными помещениями. Вместе с восточной и южной базиликами оно образует двор, служивший местом сбора паломников. Здания на южной оконечности территории монастыря расположены там, где были главные ворота, от которых начиналась «священная дорога» — баптистерий. Его когда-то венчал большой купол, а внутри находилась купель — бассейн, украшенный цветной мозаикой.

В X в. церковный комплекс был окружен крепостными стенами с 27 башнями. Так возникла крепость Симеона (Калаат Семаан). В течение почти двухсот лет она находилась на границе Византии и владений эмира Алеппо. В XII в. крепость захватили крестоносцы, но в 1146 г. были выбиты Hyp ад-Дином. В XIII в. монастырь пришел в запустение, но еще долго после этого сюда приходили люди, чтобы взять кусочек колонны с в. Симеона, которая, как считалось, помогала от болезней.

Под горой стоит монастырь Дейр Семаан, некогда связанный с крепостью, обрамленной колоннадой ул. Виа Сакра (Священная дорога). У нижнего ее конца возвышалась частично сохранившаяся изящная Триумфальная арка. В древности здесь находился город Теланиса или Телль Нише (с арамейского - женская гора). В византийскую эпоху он прославился своими храмами и монастырями. Для паломников здесь были построены приюты - падхо-хейоны (их можно опознать по галереям на вторых этажах). Довольно хорошо сохранился монастырь V в. с высеченным в скале некрополем и монастырь IV в. с часовней. Район вокруг монастыря, называемый местными жителями Джебель Семаан (Симеоновы горы) богат памятниками раннехристианской архитектуры.

Проезд. От деревни Дарет Аззе, в 6 км от монастыря, идут маршрутки в Алеппо (50 мин., 10 SP).

В окрестностях Алеппо насчитывается свыше ста «мертвых» городов. Они были обитаемы во время Византийской империи во II-VI вв., а затем покинуты. Однако во многих местах сохранились почти нетронутыми жилые дома, базилики, фермы, монастыри, сторожевые башни, гробницы, общественные здания, масличные прессы. Часть из руин сейчас опять обитаема.

Святой Симеон родился в 389 г. в Сисе, на границе Сирии и Киликии. Поначалу он был простым пастухом.

Однажды в церкви случайно встреченный старик предсказал ему будущее: «...Должно тебе алкать, жаждать, претерпеть обиды... брань, стенать, плакать, скорбеть, отчаяться, обрести покой, возжелать, отречься от себя, унизиться и много страдать от людей, и... быть утешеному ангелами». После этой встречи Симеон семь дней плакал и молился, забыв даже о еде. И принял решение уйти в монастырь.

Отношения с братией не сложились, и Симеона изгнали из монастыря. Он ушел в горы, выстроил там невысокое подножие из камней, а затем столп высотой в четыре локтя.

К Симеону на проповеди стали стекаться толпы народа, образовался круг из ближайших учеников. Они воздвигли столп уже в 30 локтей. Наверху соорудили площадку с деревянной оградой — оттуда Симеон обращался к паломникам с проповедями.

Симеону приписывают множество чудес: слепые получали зрение, у параличных восстанавливались руки, прокаженные избавлялись от проказы, хромые опять начинали ходить, косноязычным возвращалась речь. Опасный разбойник Антиоха, спасаясь от преследователей, вбежал в ограду, окружавшую столп Симеона. Оказавшись в святом месте, он уверовал, стал оплакивать свои грехи и тут же умер.

Остатки столпа, на котором подвизался преподобный Симеон Столпник

Симеон обитал в пустыне, где не было воды, а люди, стекавшиеся к столпу ради исцеления, хотели пить. Тогда святой силой молитвы исторг из земли воду.

Когда преподобный Симеон скончался, его мощи перевезли в Антиохию при огромном стечении народа под охраной 600 солдат. Вскоре слава об отшельнике распространилась по всему христианскому миру. Симеон стал зачинателем столпничества и имел сотни последователей.

http://www.travelled.ru/syria/200904/42.php