ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОВПНИКА

 

Неділя 4-а після П'ятидесятниці

http://troitse-paraskevo.ru/wp-content/uploads/2019/07/sotnik.jpgОб исцелении слуги римского сотника
 Проповедь Протоиерей Георгий Климов
Сегодняшняя Неделя предлагает нам евангельское зачало об исцелении слуги римского сотника, которое каждый из нас знает (см.: Мф. 8, 5-13). Рассказ об этом событии содержится в Евангелии и от Матфея, и от Марка, и от Луки.
И это неслучайно: подчеркнута важность евангельского рассказа как примера той истинной молитвы, которую должен иметь верующий человек за ближних своих.
Люди иногда спрашивают: а где свидетельства того, что один человек может молиться за другого, просить за него? Сегодняшнее событие является наглядным тому примером, потому что римский сотник просит Господа за своего слугу. И что особенно важно, Господь откликается на эту просьбу.
Исцеление слуги римского сотника – наглядный пример того, что один человек может молиться за другого: сотник просит Господа за своего слугу и Господь откликается на просьбу.
Святые отцы также рассуждали над вопросом, за кого мы можем молиться и за кого мы можем просить. Пожалуй, самый важный момент здесь такой: по мнению святых отцов, нельзя молиться за человека, который агрессивно настроен по отношению к Церкви. Если же человек не имеет достаточного понятия о Боге или о Христе как о Боге, а самое главное, не имеет ничего против Церкви, просто он непросвещен, за такого человека может молиться другой. Более того, в евангельском повествовании мы читаем о том, что Христос ублажает, прославляет сотника за образ общения с Ним, который тот являет.
Какой это образ? Сотник подходит ко Христу с просьбой исцелить его слугу, поскольку тот тяжело страдает. Во-первых, мы видим, что римский сотник, легионер, язычник, несомненно, воспитанный в вере в языческих богов, вдруг обращается к Нему, Человеку, стоящему на земле, Иисусу Христу как к Богу. Из чего это видно? Из дальнейших слов сотника: «Хоть я и подвластный человек и имею у себя воинов…». Этими словами он исповедует, что перед ним стоит Человек, Который никому не подвластен. Но ведь неподвластен никому только Бог.
А дальше, когда Господь говорит: «Я пойду и исцелю его», – сотник являет величайшее смирение и отвечает: «Я недостоин того, чтобы Ты вошел в мой дом, но скажи только слово и выздоровеет слуга мой». Эти слова, с одной стороны, говорят о величайшем смирении, а с другой стороны, опять показывают, что сотник исповедует Христа как Бога, поскольку говорит, что достаточно одного Его слова. Только Бог может сказать слово – и все будет так, как Он скажет. А дальше сотник говорит: «Я имею рабов, говорю одному идти – и идет, второму делать то – и делает». Этими словами он снова исповедует то, что перед ним стоит истинный Бог, пришедший во плоти.
Святитель говорит: подобно тому как сотник имел своими рабами воинов, послушных ему, он исповедует, что такие рабы, как жизнь и смерть, беспрекословно повинуются Христу.
Поставим важный вопрос: кого понимает римский сотник под рабами, относящимися ко Христу? Святитель Иоанн Златоуст объясняет это так: подобно тому как сотник имел своими рабами воинов, послушных ему, он исповедует, что такие рабы, как жизнь и смерть, беспрекословно повинуются Иисусу Христу. Но ведь жизнь и смерть находятся только в руках Божиих. И поэтому Господь приходит в духовный восторг от этого исповедания и прославляет веру сотника. Христос говорит, что такой веры Он не нашел во всем современном Ему Израиле. Более того, далее Господь пророчески утверждает, что многие придут от востока и запада, от юга и севера и возлягут со Авраамом на ложе его, а сыны царствия отвержены будут вон, во тьму кромешную (см.: Мф. 8, 10-12).
Это очень важный для каждого из нас урок. Ведь мы вроде бы постоянно исповедуем, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог во плоти, но когда дело заходит о жизни и смерти, болезнях, касающихся нас лично, смерти наших сродников, мы почему-то забываем, что все находится в Его длани и они являются Его рабами. Как будто смерть или болезнь независимо от Бога могут прийти к человеку.
Но римский сотник являет пример совсем другого исповедания, он говорит: все находится в руках Божиих, Господь пошлет своего раба туда, куда Он хочет послать, или может попустить, чтобы смерть или болезнь нашли на человека. А если Он не захочет, ничего не будет, ничего не случится. Но об этом нужно молиться. И нужно молиться именно так, как призывает нас Господь, как показывает нам Священное Писание.
Сотник исповедует: все находится в руках Божиих, Господь может попустить, чтобы смерть или болезнь нашли на человека. А если Он не захочет, ничего не случится. Но об этом нужно молиться.
Когда мы встаем на молитву о чем-то, мы должны помнить о двух очень важных стратегических моментах. Первый момент такой: мы исповедуем, что Бог является Всемогущим, нет ничего абсолютно в мире, чего Бог не мог бы сделать. Ведь это Он нас вызвал из небытия. И второй момент, о котором говорит сам Христос:  «Все, о чем ни попросите в молитве Отца Моего, будет по глаголу вашему, только, самое главное, имейте веру хотя бы с зерно горчичное, не сомневаясь, попросите – и будет дано вам» (см. напр. Ин. 16, 23-24).
А есть еще очень важный момент в Евангелии: Христос говорит, что там, где двое или трое собраны во Имя Его, там Он посреди них (см.: Мф. 18, 19-20). А это значит, что соборная молитва гораздо выше и сильнее, чем молитва индивидуальная, личная. Также нам следует помнить о смирении, с которым мы должны приходить ко Господу, подобно тому как это сделал сотник, говоря, что недостоин того, чтобы Христос вошел в его дом, но по одному слову Его может совершиться чудо.
Этого смирения нам часто недостает, а ведь оно является самым главным в расположении нашего духа. Когда мы читаем молитву «Царю Небесный, прииди и вселися в ны», мы не должны бить себя в грудь, быть полностью уверенными в том, что Он придет и вселится в нас, нет, мы должны исповедовать, что мы недостойны этого, но мы просим: «Прииди и вселися в нас».
Просить Господа нужно со смирением, подобно сотнику, который знал, что недостоин того, чтобы Христос вошел в его дом, но верил, что по одному слову Его может совершиться чудо.
Сегодняшнее Евангельское зачало ставит перед нами непростой вопрос: как измениться, как исправиться, что нужно сделать для этого человеку? Очень непросто взять и поменять свое мироощущение, стать смиренным, исповедовать так, как исповедовал сотник Иисуса Христа, Сына Божиего.
Конечно, здесь можно говорить о внешних моментах: почаще исповедоваться, причащаться, молиться, поститься, творить дела милосердия. А Господь в Евангелии от Иоанна, обращаясь к ученикам, говорит: «Если пребудете в словах Моих, воистину учениками Моими будете, и уразумеете Истину, и Истина освободит вас» (см.: Ин. 8, 31-32). Это значит, что Истина освободит их от ложного мироощущения, от неправильных понятий о Боге, о мире, о ближних, о себе, сделает свободными и знающими Истину, которую познал римский сотник.
Но чтобы пребывать в Слове Божием, то есть исполнять это Слово, его нужно знать. Очень немногие знают Слово Божие. Спросим здесь находящихся: кто хоть раз в жизни прочитал всю Библию, «от и до», Слово Божие? Или хотя бы Новый Завет целиком? Или еще более сузить – прочитал Четвероевангелие со вниманием? Разве много будет таких? А если мы не знаем Слово Божие, как мы можем пребывать в этом Слове? О какой Истине, о знании Истины, о какой свободе во Христе можно тогда говорить?
Став рабами правды, рабами Божиими, мы отказались от своей воли, зная, что плоды этого рабства – послушание Богу и Истине – сделают нас свободными, откроют вход в Царство Божие.
Обратимся еще к сегодняшнему Посланию апостола Павла. Он говорит о том, что мы когда-то были рабами греха, а теперь, отказавшись от греха, поработились, то есть стали рабами, правды (см.: Рим. 6, 20-22). А что это значит – раб правды, раб Божий? У раба в древнем мире не было своей воли, он исполнял волю другого – господина своего. Когда мы стали рабами правды, это значит, что мы отказались от своей воли, зная, что плоды, которые нам даст это рабство – послушание Богу и Истине, сделают нас свободными, сделают нас способными войти в Царство Божие.
Что за этим стоит? Когда человек не имеет своей воли, ему часто бывает неприятно, потому что он создан Богом для счастья, для блаженства. А ведь счастье, каждый из нас засвидетельствует это, заключается в одном: когда я чего-то хочу, и это исполняется. Но если я становлюсь рабом правды со своим старым греховным мироощущением, я должен понимать, что многое, что мне говорит Господь, что просит меня исполнить, мне будет неприятно, мне будет противно, мне не будет хотеться это сделать, у меня не будет на это сил, как мне будет казаться. Но я должен пребывать в Слове Божием, исполнить все, чтобы измениться. И в конце концов все исправится, все просветится, согреется сердце, но для этого нужно потрудиться, нужно поработать.
Поэтому сегодня мы прославляем римского сотника, прославляя и Господа нашего за великий дар человечеству – дар благодати. Мы должны постоянно помнить о том, что все находится в Его руке и Он готов нам помочь точно так же, как римскому сотнику. Но мы своей жизнью должны засвидетельствовать, что готовы поработать Ему. И когда мы исповедуем, что мы – рабы Божии, мы говорим именно об этом. Мы говорим: «Господи, я знаю, что моя воля греховная, и я очень хочу исполнить Твою волю – благую, угодную и совершенную, как говорит апостол Павел» (см.: Рим. 12, 2). Дело остается за немногим: узнать из Евангелия, в чем она заключается, эта воля, и приступить к ее исполнению.
Аминь.