ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОВПНИКА

 

9 августа — день памяти великомученика Пантелеимона Целителя

https://live.staticflickr.com/4708/26292011048_37f77418a3_n.jpgМитрополит Святогорский Арсений
Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, пожалуй, одно из самых известных и почитаемых среди верующих.
Его издревле считают покровителем всех врачей и медицинских работников, а также всех больных — к этому святому в первую очередь возносят молитвы о болящих. Об этом удивительном святом проповедь Святогорского митрополита Арсения.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
В сегодняшний день, братья и сестры, независимо от того, кафедральный это собор или монастырский соборный храм, или простая приходская церковь ― в каждом храме стоит и молится множество народа. Что же привело их в сегодняшний будний день молиться Богу в храмах Господних? Привела память святого великомученика и Целителя Пантелеимона — угодника Божия, к которому многие из нас прибегали и прибегают в скорбях, в горестях и болезнях, прося его молитвенной помощи и заступления перед Богом и надеясь на те чудесные исцеления, о которых мы знаем из жития святого, ожидая, чтобы они сбылись и на наших грешных душах, исцеляя духовные и телесные наши болезни.
К пустому колодцу за водой не ходят. Если сегодня множество народа собралось, чтобы черпать воду живую силы Божией и благодати Божией от сего источника, которым является Пантелеимон Целитель, значит, это и есть такой источник, и есть помощь от него, и есть действенная сила, исходящая по молитвам сего угодника Божия на наши грешные души. Взирая на образ святого праведника, который стоит сегодня во всех храмах посреди церкви, мы видим изображенного на иконе юношу. Юношу, который жил в конце III начале IV века. В 305 году совершил Пантелеимон Целитель свой мученический подвиг, запечатлел свою верность Богу, представ, омытый кровью мученической перед престолом Вседержителя, молясь за род человеческий.
Подумайте только, более 1 700 лет память этого угодника Божия собирает тысячи и тысячи народа Божия в храмы Божии. Чем так этот юноша прославился? Чем он заслужил в таких юных летах, не прожив долгую жизнь, такую благодать Божию, такое признание от Святой Троицы, Которая даровала ему силу врачевать и дарить чудеса исцеления?
Вспомним, братья и сестры, хотя бы вкратце житие святого великомученика Пантелеимона. Жил он в очень сложное для христиан время. Читаем скупые строки: родился в Никомедии, в богатой семье, отец его, Евсторгий, был богатый человек, знатный. Его мать прославлена Святой Православной Церковью как святая праведная Еввула. Житие говорит, что она умерла в молодых летах. И хотя в детстве Пантелеимон и наставлялся своей богобоязненной матерью, но после её смерти настойчивость отца и его усилия всё-таки сделали то, что он стал, как и его отец, язычником и поклонялся идолам.
Но за этими скупыми строками стоит определённая история Церкви. Город Никомедия, в котором родился и жил Пантелеимон Целитель, город особый ― это город мучеников и исповедников. Не надо забывать, что в то время, конец III начало IV века, было страшное гонение на христиан. Ведь незадолго до того, как Пантелеимон Целитель принял Святое Крещение, в городе Никомедии было полностью уничтожено христианское население. В праздник Рождества Христова по приказанию императора Масимилиана, который жил в то время в Никомедии, в соборный храм города были согнаны 20 тысяч христиан и сожжены заживо, священномученик Анфим, епископ Никомедийский, был замучен в страшных пытках. И быть христианкой, каковой была мать Целителя Пантелеимона, и при этом наставлять ребёнка учению христианской веры ― было подвигом, подвигом великой материнской веры. Поэтому и прославлена она как святая праведная Евлула, ведь хранить устои христианства в то время было очень непросто, а подчас за это грозили и пытками, и страшной мученической смертью.
И к тому времени, когда Пантелеимон Целитель уже стал юношей, в городе Никомедии остался один пресвитер Ермолай, который скрывался в небольшом доме, совершая там Божественную литургию тайно, с небольшой общиной ― только несколько человек христиан осталось вокруг него. Этим пресвитером впоследствии Пантелеимон Целитель и был крещён. Но до этого он был вхож во дворец царский вместе со своим учителем, у которого учился медицинскому искусству. И сам император, видя его благонравие, видя его красоту внешнюю, видя его разум глубокий, желал, чтобы, выучившись у своего учителя, он стал придворным врачом, достойным предстать перед лицом императора. Но святой Пантелеимон Целитель, водимый промыслом Божиим, видно, не без причины, а по материнским молитвам, встречается с пресвитером Ермолаем, который, расспросив юношу, какой он веры, услышал в ответ: «С детства я воспитан был матерью в христианстве, и мне нравилось учение её веры. Но после смерти матери отец настойчиво заставляет меня поклоняться идолам». И после разъяснения Ермолай, которого жадно слушал Пантелеимон Целитель, всё больше и больше пробуждал в нём тот росток от семени веры, которое посеяла в его чистой и целомудренной душе его богобоязненная мать. Приняв Святое Крещение, он вскоре и отца своего, Евсторгия, мудрыми сыновьими беседами с любовью отвращает от богов языческих и от идолопоклонства. И отец его также принимает христианство от пресвитера Ермолая.
Но так бывает часто в нашей человеческой жизни, что зависть человеческая и злоба человеческая не дают твориться многим добрым делам от праведников. Множество народа приходило к Пантелеимону Целителю, потому что вместе с принятием Святого Крещения он принял сугубую благодать от Бога и, будучи до этого просто врачом, он стал врачом, который был наделён ещё и силой Божией, способной исцелять болезни неисцелимые.
Когда преподобному Паисию Афонскому задали вопрос: «Батюшка, каким врачам нужно отдать предпочтение, когда лечишься?», он ответил: «Верующим, потому что у таких врачей, кроме опыта медицинского, есть ещё и помощь Божия». Таким врачом был и Пантелеимон Целитель. Видя его врачевание и исцеление многих недужных больных, весь город стоял в очередь на приём к врачу Пантелеимону Целителю. Тем более что он, будучи бессребреником (после смерти отца раздал всё отцовское имение, отпустил всех рабов отцовских на свободу), не брал ничего за оплату. Туне приявши дар Божий, он туне передавал его людям.
И врачи, видя множество людей, которые притекали к Пантелеимону Целителю, слышали потом от них укоры, что они, «расточив всё имение», от тех врачей не получили никакой пользы, а Пантелеимон Целитель им помог. В зависти и злобе они пошли к императору и сказали: «Вот ты держишь подле себя этого отрока-врача, а он христианин и, всех исцеляя, проповедует имя Христово. И уже многие отвернулись от языческих наших богов и служат Христу».
Призвав к себе Пантелеимона Целителя, император расспрашивал его о вере и из его ответа понял, что он христианин. Сначала увещевал его ласками, давая ему, как говорят на современном языке, перспективу будущего при царском дворе, если он отречётся от христианства, но услышал ответ твёрдого исповедания христианской веры, и тогда эта ложная любовь и ласкательство тотчас исчезли. Та злоба, та ненависть к христианам и ко Христу, которая жила в душе царя, заставила его подвергнуть страшным мучениям юного отрока, который был врачом его придворным и который-то и зла никакого не сотворил, только больных исцелял в его же царстве. Обжигали юношу свечами, терзали крючьями его тело, но Господь и посреди этих мук давал крепость и исцеление самому Пантелеимону Целителю, который так много исцелений даровал другим. Хотели ввергнуть его в кипящее олово, но чудом Божьим олово застыло, не причинив вреда Пантелеимону. Хотели с камнем на шее в море ввергнуть, но камень сделался как лист лёгкий и носился по верху воды. Пантелеимон Целитель вышел невредимым из пучины морской. Бросили в цирк на съедение зверям и выпустили на него хищных зверей – медведей, львов, тигров – и ждали, что они сейчас разорвут его в клочья. Но вместо этого звери, оттесняя друг друга, ласкались к нему, облизывая ему ноги, и всячески показывали своё почтение к этому угоднику Божию.
Максимилиан был в ярости, услышав, как народ на трибунах, видя такое чудо, вскричал в один голос: «Велик Бог христианский!» Император приказал отрядам воинов броситься на людей и сечь их мечами. Даже звери мечами были посечены по приказу этого злобного императора. А Пантелеимон Целитель, стоя посреди арены, воздевал руки к небу и говорил: «Уже и звери страдают за веру в Тебя как истинного Бога».
И чудо свершилось такое, что даже когда тела людей посеченных родственники забрали и погребли, а туши зверей были выброшены за город на помойку, то ни плотоядные птицы, ни псы, ни звери не приближались к телам зверей, так они и лежали нетленными. И Максимилиан приказал закопать зверей, потому что даже они являлись обличением нечестивому императору.
Впоследствии святой великомученик и Целитель Пантелеимон, предвидя своё скорое отхождение к Богу, молил Его о том, чтобы ему до конца сохранить святую веру. И когда воины повели его за город, чтобы отсечь голову мечом, и привязали его к маслине, он стал на молитву. И знаете, о чём он просил? Он просил не здоровья себе, не продления лет жизни, он просил даже не укрепления себя в этой кончине мученической, он просил: «Господи, даруй мне такую благодать и силу, чтобы все, кто будет призывать моё имя в скорби, в болезни, во всяких тяготах, были услышаны и получили просимое». Он молился за нас с вами. Такая жертвенная любовь у сего отрока Пантелеимона Целителя увенчалась мученической кончиной. Причём когда молитва ещё не была закончена, один из воинов уже дерзнул отсечь ему главу. Но когда ударил мечом, меч вдруг сделался как воск и погнулся, не причинив святому вреда. В страхе воины воскликнули: «Велик Бог христианский!» и, бросив оружие, земно кланялись Пантелеимону Целителю, прося у него прощения. И тогда тот, встав после молитвы, сказал: «А теперь уже пришло время моего отшествия. Вы, воины, исполните то, что вам приказано: отсеките мне главу». Но те отказывались. И подумайте, какая любовь! Ведь он понимал, что за неисполнение приказа им будет наказание, и говорил: «Исполните, такова воля Божия. Послужите мне в переходе из этого земного мира в мир вечный». И тогда они, испросив у него прощения, облобызав его по-братски, обнявшись и со слезами взяв меч, отсекли его всечестную главу.
Предание говорит, что во время отсечения вместо крови из главы истекло молоко, а маслина, под которой состоялось усечение, вся от вершины до корня покрылась уже плодами, как проповедь о святости угодника Божия. Император, в злобе услышав об этом, приказал саму маслину рассечь на дрова, а Пантелеимона Целителя сжечь на этих дровах. Но вот прогорел костёр, и дрова ещё подбрасывали, а тело оставалось невредимым, и огонь не касался его. И потом трое бывших слуг, которые служили при доме его родителей, Евсторгия и Еввулы, трое верных и тайных христиан взяли тело Пантелеимона Целителя и погребли его с честью, а сами написали его житие и распространили по всем Церквям, будучи свидетелями не только его праведной жизни, но и свидетелями его мученической кончины.
Пантелеимон Целитель во младенчестве родителями был назван Пантолеон, что значит «лев во всём». То есть о мужестве думая, родители называли его так. Но перед самой его мученической кончиной раздался голос с небес и назвал его Пантелеимон, что значит «всемилостивый». И это имя по сегодняшний день мы усваиваем сему угоднику Божию.
И вот подумайте, братья и сестры, сколько в его житии для нас назидательных примеров. Первый назидательный пример ― это благочестивая материнская молитва и благочестивая жизнь самой матери, которая Богом не была посрамлена. Даже среди язычников, посреди языческого нечестия, в центре этого нечестия ― при дворце императора ― был сын святой праведной Еввулы, который по молитвам матери стал христианином, жил по-христиански и жизнь закончил как христианин ― мученически.
Сильна материнская молитва и счастлив тот дом, где мать молится за детей своих, примером жизни своей показывая образец, как нужно жить христианину, и наставляя хотя бы в начальных мудростях христианской жизни.
Мы видим, братья и сестры, и пример отца. Вроде ревностный язычник, но опять же, молитвы супруги, молитвы сына, любовь его сына, который заботился о спасении души своего отца, послужили тому, что и святой Евсторгий, отец святого Пантелеимона Целителя, стал христианином и жизнь окончил мирно, по-христиански, и был погребён своим благочестивым сыном.
Мы видим, братья и сестры, и пример Пантелеимона Целителя, как он, будучи юношей, рассуждал, как старец ― не на удовольствие мира сего, не на похоть он расточил своё богатство, которое досталось ему после родителей. Заботясь о слугах и рабах своих родителей, он дал им вольную, обеспечив от своего состояния их какими-то первыми средствами на существование, а остальное всё раздал нищим, заботясь и переживая о людях.
Мы видим, братья и сестры, его любовь во всём: и как он людей принимал и врачевал, и как к родителям своим относился, и как к воинам накануне мученической кончины обращался. Мы видим его любовь, которой он подражал Христу Спасителю.
Вы знаете, сейчас часто говорят «любовь», всячески трактуя это слово, вплоть до того, что блудное, непотребное сожительство, нечистоту и скверну называют этим словом. Любить можно всё: можно любить картошку, можно любить детей, мать, Родину, можно любить Бога ― и чем возвышеннее предмет нашей любви, тем возвышеннее сама любовь.
Мы часто, братья и сестры, забываем о любви к Богу. Мы можем любить родителей, близких, детей, но не надо забывать, что Бог ― такая же реальная личность, существующая в мире, которая есть и которая, любя нас, от нас тоже ждёт такого же чувства ― любви.
Как часто можно услышать: «Да необязательно в храм ходить, я Бога в душе люблю». Зачем врать самим себе? Если ты любишь Бога, ты должен стремиться туда, где о Боге говорят, где Бог изображён на иконах, где читают слово Божие, где служится служба Богу и часто о Нём рассказывают. Ведь невозможно сказать: «Я люблю мать» ― и ни разу не приехать к ней и не помочь ей ничем, и в болезни оставить её одинокой. Невозможно сказать, что я люблю того или иного человека, если любовь не выражается в конкретных словах, делах, встречах, в заботе друг о друге, в самопожертвовании даже своим «Я» друг ради друга. Невозможно сказать: «Я люблю Родину», если человек не показывает деятельной любовью этой любви, а то и, вставая на защиту, жизнь свою отдаёт за эту Родину, потому что для него она не пустой звук.
Так и здесь. Нельзя сказать: «Я люблю Бога» ― и при этом не молиться, не соблюдать посты, которые Господь заповедовал в Евангелии, не читать это Евангелие и не жить по Евангелию. Махать рукой, говоря: «А… все так живут».
Не все так живут. Вы знаете, при одних и тех же условиях люди живут по-разному. Вот пример ― житие Пантелеимона Целителя. Никомидия ― один и тот же город. Но вот 20 тысяч христиан пошли на огонь и сожжены были императором. Сам император в злобе своей своих же горожан убивал тысячами только за то, что они христиане. Мы видим врачей, коллег Пантелеимона Целителя, которые в зависти и злобе донесли императору, что он христианин, и в злобе ожидали: скорей бы его убили, чтобы к ним шли люди, чтобы они их врачевали, и те им денежки несли.
Мы видим, что в этом городе жила и святая праведная Еввула, мать Пантелеимона Целителя, и пресвитер Ермолай, который тоже пострадал и был замучен императором. Один город, одни обстоятельства, одно и то же время, а как люди живут по-разному. Одни с любовью к ближнему, как Пантелеимон Целитель, стараясь исцелить всех и наградить всех, на свободу отпустить и добро какое-то сделать, и помочь всем, и наставить всех в христианском благочестии. Такие, как пресвитер Ермолай, который, несмотря на муки, не оставил своей пресвитерской должности, а служил, молился даже с малой общиной христиан, тайно крестил, причащал. Мы видим и Евсторгия, который, будучи язычником, не побоялся гонений на христиан, принял христианство и окончил жизнь христианином. И при этом же мы видим зависть врачей, ненависть императора. В одно время люди живут по-разному.
И у нас, братья и сестры, время одно, и многие из нас живут тоже по-разному, даже противоположно. Одни смеются над Богом, смеются над христианской жизнью, насмешками осыпая своих близких, даже родных, зачастую и над матерью своей смеясь, что она в церковь ходит. А другие без Бога и без Церкви жизни своей не представляют ― молятся за этих насмешников, плачут за них по ночам у святых образов в своих молельных комнатках, желая им счастья, здоровья и вечного в Бозе спасения.
И мы, братья и сестры, слушая и читая жития святых, тоже должны понимать, что от каждого из нас спросится. Вот мы прожили эту жизнь, а как мы её прожили? Что мы доброго сделали не только для своей души, а и для Бога, для ближних своих, что мы доброго сделали для тех, кто рядом с нами живёт и кто нас окружает? Да наконец, за жизнь свою мы хотя бы одну свечку поставили о упокоении своих близких? Хотя бы раз мы со слезами поисповедывались? Хоть раз мы причастились Святых Христовых Таин? Хоть в чем-то мы помогли, исповедуя деятельную любовь в восстановлении своих разрушенных безбожием святынь? Какой мы пример словом и делом давали тем, кто рядом с нами, особенно детям нашим?
Мы, братья и сестры, будем за всё отвечать перед Богом. И дай, Боже, чтобы ответ наш был, как ответ матери и отца, воспитавших святого великомученика и Целителя Пантелеимона. Представьте, и в вечности какая радость родителям, воспитавшим такого сына! Какая в вечности радость от того, что в сегодняшний день, на праздник их сына приходят тысячи, миллионы народа, почитая его! Какая радость родителям и там, в загробной жизни! Уже более 1 700 лет они этим утешаются и радуются.
Дай, Боже, и нам пожить так, братья и сестры, чтобы после смерти нашей, после отхода из этого временного мира в мир вечности, было кому о нас доброе слово сказать, было кому вспомнить о нас. Я не говорю, что нас будут 1 700 лет помнить ― великий подвиг надо иметь для этого. Но хотя бы в одном‒двух поколениях чтобы были те люди, которые за нас молились, о упокоении наших бессмертных душ, вспоминая что-либо доброе ― то ли слово, то ли дело, которое мы сделали. И каждому из нас, братья и сестры, сейчас дается такая возможность ― и словом послужить Богу и людям, и делом послужить и Богу, и людям, и Церкви Святой, и Отечеству своему. И каждый из нас на своем месте в той мере и в тех силах, которые ему благословляет Господь и даёт возможность послужить Богу и людям, должен не пропустить этой возможности. И тогда, братья и сестры, и отход от этой жизни в вечность будет радостным отходом. И сама вечность для нас будет милостива, потому что Господь вместе с радостными нашими сродниками, почившими раньше, будет встречать нас со словами: «Придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира».
И дай Боже, братья и сестры, в той блаженной вечности нам ещё встретиться со святым великомучеником и Целителем Пантелеимоном. Если говорят безбожники, что человек умирает, сгнивает и ничего от него не остается. Объясните мне тогда, почему 1 700 лет в сегодняшний день храмы полны народа, если, как говорят атеисты, нет Бога, нет души, человек истлевает и от него только прах земной остается? А к кому же сегодня люди пришли? Да пришли к живому, который и есть живой, ― к Пантелеимону Целителю. И сегодня он нас слышит и молитвы исполняет. Кто скажет сегодня, что Пантелеимон Целитель давно умер и от него ничего не осталось? Да только посмеются верующие христиане, потому что знают тысячи примеров его целебной помощи.
Кто сегодня скажет, что Николай Чудотворец умер ещё в древности, в IV веке, и ничего от него не осталось? Да только посмеются все и скажут: «Да что вы говорите, Николая Чудотворца и его помощь знают и люди церковные, и даже безбожники!»
Кто сегодня скажет, что Божия Матерь когда-то жила и Её теперь нет? Да подойдите к чудотворному образу и посмотрите на подвески, которые люди принесли Божией Матери в благодарность за исцеление и ту помощь, которую Она являла и являет о роде человеческом!
А если есть Пантелеимон Целитель, если есть Николай Чудотворец, если есть Божия Матерь с Её помощью, если есть Господь, Который нас слышит, значит, верны слова Христовы о том, что есть вечность, и мы живём не 70, не 80 лет, мы намного больше живём ― мы вечность живём. Но какова будет эта вечность для нас, зависит от нас с вами. Господь может всё ―Он всемогущ. Одного только не может ― это спасти человека без самого человека. Если человек не захочет быть с Богом и в вечности, насильно его Господь спасать не будет.
Поэтому, братья и сестры, не будем уподобляться ни тем врачам, зависимым и злобным, не будем уподобляться ни тому злобному императору, который свой же народ тиранил, не будем уподобляться тем бездеятельным, бесчувственным людям, которым на всё наплевать. Разве это примеры для подражания? Нет. А пример для подражания вот стоит перед нами ― юноша, на иконе изображённый, который показывает, как можно прожить даже краткие годы, какие-то 20 лет прожить, но так их прожить, что 1 700 лет, и пока Церковь будет стоять, будут его помнить.
Дай, Боже, и нам хоть капельку этой праведности, и с этой праведностью пожить и достигнуть блаженной и нескончаемой вечности! Аминь.