ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОВПНИКА

 

Как избавиться от рассеянности на молитве?

Советы от прп. Нила Синайского.
Протоиерей Владимир Долгих
Мы всю жизнь учимся молиться, но все равно ум рассеивается и мысли бывают сосредоточены на чем угодно, но только не на общении с Богом.
Да, молитва – это не вычитывание канонов или правил, а именно беседа ума с Богом, о чем так ясно и доходчиво писал прп. Нил Синайский, день памяти которого Православная Церковь празднует 25 ноября. Он был одним из тех, в чьем сердце нашла отклик проповедь свт. Иоанна Златоуста. Будучи префектом Константинополя и имея семью, будущий подвижник по обоюдному согласию с супругой оставляют мирскую суету и вместе с детьми посвящают всю остальную жизнь служению Богу. Жена Нила с дочерью уходят в один из монастырей Египта, а сам Нил с сыном – на Синай. Этот подвижник оставил нам немалое письменное наследие, среди которого есть «Слово о молитве», привлекшее мое внимание.
Статей о молитве уже писано-переписано, но еще раз эту тему хочется затронуть по той простой причине, что, собственно, от количества текстов наша молитва не становится более собранной и внимательной. Давайте напомним себе, что духовная жизнь – это не сфера вкусовых предпочтений человека, если нематериальный мир реален, то существуют и законы или правила, по которым он функционирует. Отсюда и навык в молитве можно назвать своего рода духовной наукой. Я уже не раз упоминал, что, несмотря на монашескую ориентированность аскетической литературы, мы, люди, живущие в миру, все же можем почерпнуть из нее немало полезного. Более того, именно в аскетической литературе мы находим самые что ни на есть практические советы по тем или иным проблемам духовной жизни.
Итак, пишет прп. Нил, если молитва – беседа ума с Богом, то этот самый ум прежде начала беседы должен быть очищен от посторонних мыслей. Нельзя молиться с бухты-барахты: встав из-за стола, отойдя от плиты или только-только оторвавшись осоловевшими глазами от светящегося экрана смартфона. Даже когда нас беспокоят какие-то текущие, пусть и довольно серьезные, проблемы, всё равно необходимо постараться отмежеваться от них: за десять минут или полчаса ничего крамольного не произойдет. А враги наши ведь не спят, и нередко решение тех или иных важных вопросов придет аккурат во время молитвы. «Когда демоны увидят в тебе расположение истинно помолиться, – пишет прп. Нил, – тогда влагают в тебя мысли о чем-нибудь даже нужном и вскоре потом оживляют памятование об этом, побуждая ум к разысканию», – и всё, их дело – сделано, наше дело – провалено. Еще одно препятствие для собранной молитвы – это память. Ее может возбуждать демон, чтоб отвлечь нас, погрузить в мечтательность, перемалывание и пересмотр прежних событий, происшедших с нами. Потому первое, что поможет внимательней сосредоточиться на словах молитвы, – это настрой, на который стоит потратить две-три минуты.
Еще прп. Нил говорит, что, прежде всего, в молитве нужно просить у Бога слез, потому как именно слезы смягчают грубость души. Давайте каждый честно попробует подсчитать, сколько раз он реально искренне стремился к молитве и сколько раз понуждал себя. Если честно, я себя гораздо чаще заставляю, а как начнешь молиться, так внутри всё какая-то нетерпеливость крутится. Думаю, что это и есть та грубость души, о которой говорит преподобный. Когда эту самую нетерпеливость стараешься обуздать, тогда постепенно и сердце смягчается, и молитву потом заканчивать не хочется. Но проходит немного времени – и житейские проблемы, в паре с грехами и пороками, снова «наращивают» на душе эту грубость и снова приходится ее преодолевать. Не ищите специально слез, но всегда просите Бога об их даровании, ведь от них, в том числе, зависит внимательность нашей молитвы. Еще прп. Нил предупреждает, чтоб наличие слез ни в коем случае не стало поводом для гордыни, потому как она всегда подстерегает нас «за углом»: «Если во время молитвы своей проливаешь потоки слез, то нимало не превозносись сам в себе, будто бы ты выше многих. Молитва твоя привлекла тебе помощь в том, чтобы мог ты усердно исповедывать грехи свои и умилостивлять Владыку слезами».
Теперь еще скажем о просьбах Богу. Все мы и так хорошо знаем, что просить у Бога стоит исполнения Его благой воли, так как Он лучше нас знает, что для нас лучше. Проблема в том, что, хорошо зная это правило, исполняем мы его нечасто. Ну вот хочется же, чтоб текущие проблемы поскорее разрешились, чтоб была какая-то определенность. Однако в определенности нет места для упования на Бога, а когда мы в «подвисшем состоянии», когда осознаем свое бессилие, тогда и полагаем наши надежды на Того, Кто никогда не подведет. Именно терпение прп. Нил и обозначает как еще одно условие собранности на молитве. Это не значит, что просить Господа о разрешении наших проблем не нужно, но пусть обращение о них будет «в-четвертых» и «в-пятых», а, во-первых, наставляет нас подвижник, необходимо просить «об очищении от страстей, во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления». Молитву не обязательно ведь начинать с «Трисвятого… по Отче наш», пусть эти самые просьбы и станут началом нашей молитвы, следующей тотчас после очищения ума от посторонних мыслей.
Внимательное и правильное начало молитвы – залог дальнейшей собранности. Если мы все-таки победили в этом противостоянии, хоть со своими пороками, хоть с внушаемыми демоном помыслами, то все равно расслабляться еще не стоит. Прп. Нил отмечает, что злой дух, не достигнув желаемого результата, может на время нас оставить, от чего падает внутреннее напряжение, но он обязательно попробует отомстить. Это может быть гнев, раздражение, неразумное наслаждение, т. е. всё то, что способно разрушить достигнутый внутренний мир: «Помолившись как должно, ожидай, чего и не должно бы ожидать, и стой мужественно, охраняя плод свой, потому что от начала поставлен ты на то, чтобы ‟делати… и хранити” (Быт. 2:15). Поэтому, сделав, не оставляй неохраняемым того, над чем трудился; в противном случае, молясь, не получишь никакой пользы».
Далее у прп. Нила Синайского следуют более глубокие рассуждения о сущности молитвы. Их нам будет трудно воспринять по той простой причине, что мы до них еще не доросли. Но, думаю, что и сказанного достаточно, дабы проблема с рассеянностью на молитве начала хоть немного рассасываться. Если применить в духовной жизни описанные советы, то положительный результат обязательно настанет.