ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОВПНИКА

 

Неділя 18-та після П’ятидесятниці. Пам'ять святих отців VII Вселенського Собору

Об иконах и на воскрешение сына Наинской вдовы
 Еп.Леонтия Сызранский и Шигонский
После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев её, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой (Лк. 7, 11-16).
Сегодня, дорогие братья и сестры, снова мы празднуем Пасху Христову и, отдавая воскресный, седьмой, день Господу Богу, почитаем Память святых отцов VII Вселенского Собора. Этот собор, подытоживший вероучительные истины Церкви и увенчавший их догматом об иконопочитании, состоялся в VIII веке и символизирует день восьмой – таинство общего воскресения и жизнь будущего века.
Господь наш Иисус Христос, будучи истинным Богом, сделался истинным человеком, чтобы каждый из нас, не разлучаясь с человеческой природой, мог стать богом по благодати. Боговоплощение дает нам возможность изображать Спасителя нашего Иисуса Христа, лица и события Священной истории на святых иконах, почитая которые, мы возносим свою любовь от изображения к Первообразу. Через святые иконы мы получаем благодать, помогающую нам созидать свою душу по образу и подобию Бога.
Святые иконы представляют перед нашими телесными и духовными очами людей, которые жили как совсем недавно, так и очень давно, тысячелетия назад. И все они силою Христовой победили смерть, все они существуют в вечном Царстве Христовом, наследовать которое призван каждый из нас. Изображая Святых, тех, кто достиг подобия Божия, иконы связывают нас с ними и указывают путь к воскресению и вечному блаженству. Но этот путь лежит через смерть, потому что не бывает воскресения без креста и святости – без трудов и терпения.
Чтобы стать богом по дару, нужно сначала стать настоящим человеком, стяжать разум, сердце чистое и дух правый, научиться миловать и сострадать. В этой жизни мы призваны познать себя, осознать величие и совершенство, но также хрупкость и ограниченность человеческого естества, подверженного болезням, страданиям и смерти. Наше земное бытие проходит на шатком плоту, плывущем в бурной реке времени. Нужно познать эту свою неустойчивость и немощь и откликнуться на зов Бога, ухватиться за Его руку, протянутую с берега вечности, чтобы оказаться на твердом основании.
Многие люди не хотят думать о смерти, боятся серьезных тем и предпочитают отгонять неприятные мысли. Однако в результате такой беспечности мы забываем о Боге, о своем предназначении. Потому, наверное, Господь и попускает в жизни испытания, болезни и смерть, не щадящие никакого возраста, чтобы мы задумывались о смысле бытия и становились ответственнее.
В сегодняшнем Евангелии повествуется о воскрешении сына Наинской вдовы. Мы видим, как встречаются две процессии, идущие в противоположные стороны: одна следует за покойником из города, а другая во главе со Христом направляется в город. Первая процессия символизирует собой движение всего непросвещенного истинной верой человечества, когда люди исходят из общества, из мира один за другим, живые вслед за умершими, направляясь в страшное небытие без всякой надежды. Другая процессия – это крестный ход вслед за Христом от неполноценного земного бытия к жизни вечной, от эгоистической разобщенности к единению в любви в светлых небесных обителях.
Никто из нас не избежит смерти, но нам, последователям Христовым, она не страшна, ведь мы понимаем, что это только переход в иное, лучшее состояние. Для Святых же она даже вожделенна, так что апостол Павел, например, восклицает: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (1 Фил. 23).
И потому Христос, встретив вдову, потерявшую своего единственного сына, велит ей не скорбеть о неизбежном, но возложить надежду на милосердие Божие. Он говорит матери усопшего с состраданием: «Не плачь, но веруй в Воскрешающего мертвых. Предай сына воле Того, Кто любит каждого сильнее родной матери и дает жизнь взыскующим Его». И чтобы утвердить эту спасительную веру в ней, а также в тех христианах, которые чрезмерно скорбят о своих усопших родственниках, Господь воскрешает умершего, говоря ему со властью: «Юноша, тебе говорю, встань!» Это образ всеобщего воскресения, когда все творившие добро и уповавшие на Бога восстанут в преображенных телах для вечной жизни.
Поэтому не стоит бояться смерти, нужно к ней готовиться. Наше тело подвержено болезням, а душа скорбям, никакой возраст не застрахован от внезапной смерти. Переход в иной мир – это как если бы нам, живущим в ветхом доме без света, воды и отопления, который вот-вот готов разрушиться и нужно постоянно его подлатывать, предлагали прекрасное крепкое жилище со всеми удобствами. Неужели, привыкнув к убогому существованию, мы откажемся от лучшего?!
Но, в любом случае, земное тело будет взято от нас, а уготованные праведным небесные обители, где нет скорбей и страданий, надо заслужить. Поэтому мы должны заботиться не о фасаде своего телесного здания, а о самих себе, о своей душе, чтобы к тому времени, когда придется оставить это ветхое жилище, мы успели облечь тление в нетление и переселиться в землю, где правда живет. Для этого будем созидать себя по образу Создавшего нас, становясь живыми иконами Господа и Его Святых, и тогда ещё здесь сподобимся воскресения для жизни вечной, непрестанно славословя Победителя смерти Христа всегда, ныне и во веки веков. Аминь.