ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОВПНИКА

 

Неділя 2-а Великого посту. Свт. Григорія Палами, архієп. Фессалонікійського. Собор усіх прп. Києво-Печерських

 Митрополит Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Вот мы сегодня, братья и сестры, слушаем святого апостола и евангелиста Марка, и он рассказывает о событии, которое произошло во время земной жизни Христа Спасителя, ― одно из исцелений, которое Он сотнями, тысячами творил в народе израильском. Но почему оно записано евангелистом? Да потому, что имеет для нас смысл назидательный. Среди множества исцелений почему-то именно на этом исцелении евангелист акцентировал своё внимание, и Духом Святым водимый, записал для нашего назидания.
Исцеление расслабленного в Капернауме (Мк. 2:1-12)
Господь был в пределах города Капернаума, многочисленного по населению, богатого торгового города. Он часто удалялся в пустынные места для молитвы. Но по толкованию святых отцов, в то время пребывал на горе, которая находится близ города, где и были Им произнесены слова Нагорной проповеди. И вот Господь приходит в город. Много народа собралось возле дома, где Он находился. Не только дом был битком набит людьми, но и вокруг дома было много народа ― нельзя было подойти к входу. Одни слушали слово проповеди, другие жаждали исцеления. Третьи, такие, как фарисей, ходили следом за Христом, чтобы хоть в чём-то уличить и обвинить Его в нарушении Закона Моисеева. Даже с такой целью люди находились там.
И вот Господь, сидя в доме, проповедовал. И принесли четверо человек на носилках расслабленного, то есть парализованного человека. Они хотели поднести его ко Христу Спасителю, чтобы Он исцелил его Своим всесильным словом, силою Своею Божественной. Но не могли они внести человека на носилках, потому что толпа так окружала дом, что нельзя было к входу пройти, не то что войти в дом. И что предпринимают друзья этого парализованного, а больше сказать, братья? Они взбираются с ним на кровлю дома, которая, по восточному обычаю, была плоской. Разбирают эту кровлю, и больного с потолка свешивают к ногам Христа Спасителя с просьбой, чтобы Он исцелил его. И как говорит евангелист, Господь, видя веру их, говорит лежащему расслабленному, парализованному человеку: «Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5).
И тотчас те, кто был из настроенных против Христа Спасителя фарисеев, начали в уме своём воздвигать вопросы: «Как это так? Только Бог один может прощать грехи. Почему Этот говорит, что «прощаются тебе грехи»?» И Господь, обличая их помыслы, говорит: «Что легче? сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи»? или сказать: «Встань, возьми свой одр и ходи»? И говорит расслабленному: «Тебе говорю: восстань, возьми одр свой и иди в дом свой» (Мк. 2:9).
И больной парализованный человек, лежавший уже годы в расслаблении, вдруг почувствовал, что уже наполнился физическими силами, что стал абсолютно здоров, и на глазах у всех встал со своего одра, на котором лежал до этого немощный, взял его в руки и пошёл к выходу. И все дивились, прославляя Бога.
«Господь исцеляет больного за веру тех, кто его принёс»
И вот мы, братья и сестры, слушая это повествование евангелиста Марка, вспоминаем ещё одного расслабленного, который лежал при Силоамской купели. Там Господь исцелил человека за веру его. Силоамская купель славилась чудотворениями: один раз в год Ангел сходил в эту купель, возмущал воду, и тот, кто первым входил в воду по возмущении ангельском, становился здоровым. Но у того силоамского парализованного не было человека, который помог бы ему дойти до купели. Он несколько лет лежал возле неё, с верой и надеждой на милость Божию, что найдётся человек, который ему поможет или Господь взглянет на его немощь. И вот за его веру, за его терпение, за его добрый помысел по отношению к ближним, потому что он не роптал, а всё ожидал с терпением и с верой на исцеление, и вот Господь за его веру исцеляет.
А здесь Господь исцеляет больного за веру тех, кто его принёс. И я больше скажу: не только за веру, но и за любовь их. Ведь какая же была любовь у этих людей, что они, имея добродетель веры, имели ещё и любовь к ближнему. Казалось бы, парализованный, так случилось в жизни, что же делать. Но люди молились Богу, они за него переживали, и когда услышали, что Христос исцеляет от всякой болезни, собравшись вчетвером, на одре понесли к Нему парализованного. И даже когда пришли и увидели, что нельзя в дом пробиться, какое дерзновение они имели по любви своей: взобрались на крышу, вознеся туда парализованного! Разобрали крышу чужого дома, и одна только мысль у них была — все средства истощить, чтобы только исцелился их брат, их ближний, их друг. И вот они опускают к ногам Христовым этого парализованного, этого несчастного человека. И Господь, похваляя их веру, говорит, что именно за веру этих людей исцеляет больного человека.
«Мы счастливы в этом мире, если за нас есть кому молиться»
И вот мы, братья и сестры, читая Евангелие, осознаём, насколько этот парализованный человек был счастливым. Не только потому, что получил исцеление, он счастлив был тем, что у него были такие друзья, которые за него переживали, ему сопереживали, которые за него молились и которые искали его исцеления. Через это он был счастлив.
И мы счастливы в этом мире, если за нас есть кому молиться. Вы знаете, братья и сестры, в Писании есть слова, где Христос Спаситель говорит о последних временах: «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Причём это охлаждение любви и мы видим, братья и сестры. При живых детях родителей сдают в дома престарелых. Или они, забытые, влачат своё существование в нищете, бедности, по немощи своей и по старости, в болезнях, забытые своими родными детьми.
И обратное: при живых родителях у нас детские дома переполнены, на вокзалах толпы беспризорников, которые тоже никому не нужны. А сколько, братья и сестры, разводов семейных, когда мать уходит из дома или отец уходит из дома, бросая свою семью, бросая своих детей ради какой-то похоти, ради какой-то мнимой любви, что он нашёл какого-то ли какую-то лучше, чем жена или муж. И бросает своих детей сиротами, по сути, да ещё за ним государство гоняется, чтобы он алименты платил на их содержание. Или родители, предаваясь пьянству, забывают о своих детях. Ведь таких примеров ― сплошь и рядом. А где уважение к старшим, где уважение к родителям? Везде пререкания, везде гордое: «вы меня не понимаете!» Да уж, какой умный воспитался, что его родители не понимают… Откуда тогда и ума взять, если от таких, по его мнению, глупых родителей он произошёл?
Оскудение любви… Оскудение любви ещё и потому, что мы перестали молиться друг за друга. Апостол Иаков в своём послании говорит: «Молитесь друг за друга, да исцелеете» (Иак. 5:16). Апостол Павел в Послании к Колоссянам говорит, чтобы молились за апостолов, благовестников Божественной истины. Неоднократно мы встречаем в Священном Писании, братья и сестры, эти благие советы и добрые примеры молитвы друг за друга, которая может многое. И как сейчас мало молитвенников…
Я вспоминаю, братья и сестры, своё детство, 1970–1980 годы, когда ещё было живо старшее поколение церковных людей дореволюционного закала. Таких, которые церковную жизнь христианскую не для галочки делали, а была она образом их жизни. Я вспоминаю, что когда умирал человек у нас в селе, собирались читать по нему Псалтырь ― вымаливали его душу. Не как сейчас ― в ритуальное бюро куда-то отвезут, обмыли, одели, в красивый гроб положили и без молитвы на кладбище отправили. Ну, может, ещё с музыкой. Да ещё и водкой помянули, нарушая посты, нарушая уставы церковные. Какие же это помины, какая молитва, какое благо для души этой? Я вспоминаю этих старушек, простых крестьянок, колхозниц, которые просто так, по любви, если кто-то умирал, брали на себя подвиг читать Псалтыри за покойных в селе. Причём читали и день, и ночь.
«Раньше люди жалели друг друга, любили друг друга, люди умели давать друг другу ― это было смыслом их жизни»
Я вспоминаю свою бабушку, которая ходила на ночь около покойника сидеть и Псалтырь слушать за покойного. Собирались её сверстницы, всю ночь сидели, слушая чтение Псалтыри читалкой. А на следующий день всё село собиралось, покойника выносили и на рушниках несли на кладбище. Я помню это с детства, братья и сестры. В этом выражалась любовь к человеку. И вместе с роднёй, приходя, плакали и соседи. Я вспоминаю, когда мне было лет пять-шесть, и у нас умирал сосед, сродник Афанасий, дед Афон, как мы его звали, бабушка пришла к нам в дом и говорит: «Пойдёмте с дедом Афоном прощаться, он уже на Божій дорозi». И я вспоминаю эти впечатления: я пришёл в хату, дед Афон лежал больной на кровати, а народу была полная хата ― не только его дети, внуки, но и соседи все собрались, а он лежал, плакал на кровати. Все по очереди со слезами подходили и просили у него прощения, а он со слезами всем говорил: «Бог тебя простит, и я прощаю». Вот такая была любовь между людьми, братья и сестры.
Вспомните старшее поколение в послевоенные годы, как друг другу помогали, последним делились ― последним куском хлеба, последней одёжкой. В хатах, потому что всё разрушено было, по пять-шесть семей жили. Раньше люди жалели друг друга, любили друг друга, люди умели давать друг другу ― это было смыслом их жизни. А сейчас поколение умеет только брать. Эгоистичные, воспитанные средствами массовой информации и мнением: «Человек ― это звучит гордо!»… А часто не то что гордо ― стыдно это звучит в наше время.
«По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12)
Мы видим, братья и сестры, оскудение любви к Богу. В чём оно проявляется? Заповеди Божии нарушаются, оскудела молитва, нет таковых уже подвижников, молитвенников ― кротких, беззлобных, терпеливых, безропотных среди нас. После тысячелетия Крещения Руси, которое отмечалось в 1988 году, уже сколько времени прошло, а едешь часто и видишь ― сбоку от дороги стоит разрушенный храм. Вроде люди в церковь потянулись, и батюшек стали по телевизору показывать, а внутреннего того духа и любви к храму Божию нет.
Мне вспоминается, что у нас на родине, когда открывался Дивногорский монастырь, мы всем селом, кто верующие были, решили по 12 поклонов класть Божией Матери, чтобы монастырь открылся. А когда он открылся, то ездили в монастырь, чтобы помогать его восстанавливать. Уже заморозки были осенью, а бабушки ногами глину месили, чтобы мазать корпуса. А сейчас едешь по сёлам, смотришь ― разрушенный храм без окон, без крыши. И люди в селе вроде небедно живут, у каждого по три антенны на фасаде дома навешены, и машина у ворот стоит, а храм стоит разрушенный, никому не нужный. И никому не стыдно за это, никого не обличает.
Знаете, когда едешь мимо такого храма, такое ощущение, будто это не церковь стоит разрушенная, а мать стоит, брошенная детьми посреди села, никому не нужная. И вот мы видим, братья и сестры, в действии, как «по причине умножившихся беззаконий во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Вот это охлаждение любви мы сейчас переживаем. А сколько ненависти, сколько злобы, сколько каких-то взаимных упрёков, обвинений сколько слышится, братья и сестры, между нами и со страниц газет, и с экранов телевизоров. Сколько выливается этой грязи, гордости, неприязни, злобы, ненависти. И всё, что мы сейчас имеем, ― по грехам своим имеем. Мы сейчас, как тот парализованный, но он был в телесном расслаблении, а мы находимся в духовном расслаблении. Мы духовно парализованные люди. И как он нуждался в людях, которые бы его вымолили и силою и верой любви своей сделали его исцелённым у ног Христовых, так и мы, наше общество, сейчас нуждаемся в молитве, вере и надежде на помощь Божию. В любви к Закону Божию, в любви к ближнему мы сейчас нуждаемся, братья и сестры. И если мы такие расслабленные, если мы такие беспечные, кто же за нас помолится? Кому мы нужны? Где таких молитвенников, сильных верою, можно взять? И сильных любовью по отношению к нам, грешным и недостойным? А Церковь нам подсказывает: каждый день она вверяет нас молитвам и заступничеству тех или иных святых. Каждый день Церковь празднует память того или иного святого угодника Божия или угодницы Божией, молитвам которых и вверяет наши окаянные души.
Память святителя Григория Паламы и Собора Киево-Печерских святых
Вот сегодня память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, учителя Иисусовой молитвы, учителя молитвенного делания. Мы сегодня просим его, великого молитвенника, помолиться за нас, грешных, убогих в молитве. В сегодняшний день Церковь празднует, братья и сестры, Собор преподобных отцов Киево-Печерской Лавры. Сегодня преподобные Киево-Печерские молятся за нас с вами. Почему я с уверенностью говорю, что они за нас молятся? Да потому, что они в нашем Отечестве подвизались в разные времена. И во времена расцвета Святой Руси при князьях Владимире и Ярославе, и при междоусобице княжеской, когда брат на брата поднимал руку, и во время католического нашествия на святое Отечество наше, когда отстаивали Святое Православие такие, как князь Фёдор Острожский, преподобный Феодосий в монашестве, и другие угодники Божии. В разные времена исторические жили они в нашем Отечестве, молились за него, переживали за него и за нас сегодня молятся и переживают.
Мощи угодников Божиих Киево-Печерских
Когда в 1917–1918 годах начался этот октябрьский революционный переворот в нашем Отечестве, мы знаем из истории, что громили монастыри, уничтожали мощи святых угодников Божиих, рубили на дрова иконы, расстреливали и убивали священнослужителей и верующих. И вот в этот момент митрополит Антоний (Храповицкий), в те годы бывший митрополитом Киевским, решил эмигрировать в Сербию. И решил он мощи Киево-Печерских святых вывезти с собой, чтобы они не подверглись поруганию, эта великая святыня русского народа. И вот пришёл он в Дальние пещеры, подогнали грузовики, на которые собирались грузить мощи. Спустился ― первый, кто лежал, ― преподобный Фёдор, князь Острожский. Надел владыка епитрахиль, поручи, открыл гробницу, и только хотел взять на руки мощи князя Фёдора, чтобы выносить из пещер, как вдруг из гробницы полыхнул огонь и опалил бороду владыки и епитрахиль. И владыка со слезами положил мощи обратно и понял, что нет воли Божией и воли преподобных Киево-Печерских. Не хотят они покидать своё Отечество, хотят оставаться с нами. И хотя захватили большевики Киев и закрыли Лавру Киево-Печерскую, но мощи преподобных, по непонятной причине, не тронули, и они оставались там до военного времени.
Во время войны Киево-Печерская Лавра ещё была закрыта. И вот немецкий комендант решил посетить пещеры. Зашёл туда в сопровождении монаха, которого нашли в Киеве и, увидев мощи святых, спросил: «Что это за куклы лежат?» Монах кротко ответил: «Это не куклы, это нетленные мощи святых угодников Божиих, которые лежат с глубокой древности и сохранены силой и благодатью Божией. С усмешкой немецкий офицер достал пистолет и ударил по нетленной руке преподобного Спиридона Просфорника. И вдруг на глазах изумлённого немца из раны на руке преподобного, из сухой руки его нетленной, вдруг потекла кровь. В оцепенении остановился комендант, со страхом вышел из пещер и сказал: «Открыть монастырь тотчас». Нашли монахов, которые ещё оставались, и в оккупационный период монастырь был открыт.
А в 1961 году, в хрущёвскую оттепель, Киево-Печерская Лавра опять была закрыта. Мало того, Никита Хрущёв приказал мощи святых вывезти и сжечь под предлогом, что от них может распространиться холерная эпидемия. И вот Киево-Печерская Лавра была закрыта, но в ночь после её закрытия селевой поток сошёл на Куренёвку, и погибло множество народа. Целый район Киева, Куренёвка, был снесён этим селевым потоком. И вот пригнали грузовики, чтобы вывозить мощи на сжигание. Вынесли из пещер, поставили на машины, но ни одна машина не завелась. Шофёры заглядывали под капоты, ругались, да только машины стояли с глухими моторами. Пригнали лошадей, запряжённых в телеги, чтобы вывезти мощи уже на лошадях. Но лошади лягались, вставали на дыбы, ржали, но не трогались с места. Мощи преподобных сняли с повозок и снова занесли в пещеры. Весь советский период, до 1988 года, мощи стояли в пещерах, как в музее, и никто их не трогал.
«Где Бог, там любовь, там мир, там прощение, там помощь друг другу. Где нет Бога, там ненависть, распри, раздоры, убийства»
И вот, братья и сестры, мы видим по этому примеру, что преподобные Печерские не захотели нас оставлять — оставили нам святыню своих мощей. Значит, они за нас молятся, они за нас переживают, они нас любят, они считают, что они нам нужны. И в сегодняшний день будем молиться преподобным Печерским ― святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалоникийскому, чтобы они пролили слёзы за нас ко Господу, потому что у нас сердце чёрствое и каменное ― и слёз из нас не выдавишь. Чтобы они пролили слёзы ко Господу и припали к престолу Вседержителя, молясь о помиловании нас, нашей Церкви Святой, нашего Отечества, на которое опять ополчаются враги и опять удельные княжеские междоусобицы раздирают его. И опять братоубийственную войну в нашем Отечестве воздвигают враги его, которые бесовской силе подвержены. Потому что где Бог, там любовь, там мир, там прощение, там помощь друг другу. Где нет Бога, там ненависть, распри, раздоры, убийства.
«Если же будете жить в ненависти и вражде, то погубите Отечество ваше, которое собрали отцы ваши трудом великим»
(святой благоверный князь Ярослав Мудрый)
И вот мы это время, к сожалению, братья и сестры, переживаем. Беспечно мы жили, то благо, что подаётся Богом, всё как заслуженное принимали, беспечно и греховно. А теперь надо вооружаться на молитву. Надо к Богу криком кричать. Надо просить Бога о помощи. Пост растворять милостынею и любовью к ближнему своему. Потому что ждёт Господь в сегодняшний день нашего исцеления. Святой благоверный князь Ярослав Мудрый, которого современники назвали «мудрым», который сделал много для нашего Отечества, говорит в завещании своим детям: «Дети мои, сыны мои, живите в мире и согласии. Если будете жить в мире и согласии, и любви между собою, то Бог будет посреди вас и покорит врагов ваших под ноги ваши. А держава ваша будет в мире и процветании. Если же будете жить в ненависти и вражде, то погубите Отечество ваше, которое собрали отцы ваши трудом великим».
Это не мои слова, это слова Ярослава Мудрого, святого, прославленного Православной Церковью. И как они в наши времена актуальны ― «будете жить в ненависти и вражде, погубите Отечество ваше, собранное трудом великим отцами вашими». Сколько труда полагали наши деды и прадеды для сохранения Святого Православия, казаки на смерть шли за Святое Православие, охраняя его в нашем Отечестве. Сколько врагов на наше Отечество ни нападало, братья и сестры, а мы в единстве черпали силы, друг другу помогали.
«Держитесь святых угодников Божиих ― примера их любви, их попечения и заботы»
Но в этой истории с преподобными Киево-Печерскими, братья и сестры, для нас великий пример надежды: если и угодники Божии нас не оставили, значит, Бог нас не оставит. И велика сила церковной молитвы. Ведь именно на примерах Священного Писания, на житиях святых, братья и сестры, мы молимся друг за друга. Вот это и причина, что мы записки подаём о здравии, о упокоении. Это и причина, когда мы просим друг друга: помолись за меня. Вот это и причина, когда мы к угодникам Божиим обращаемся за молитвами, молебны им служим, потому что у Бога нет мёртвых, у Бога все живы. И угодники Божии помогают нам молитвами своими.
И вот в сегодняшний день, в день Собора преподобных Киево-Печерских, к которым стекалась вся Святая Русь ― от Дальнего Востока до западных её пределов ― Волыни, Галичины и Буковины, и мы притекаем к преподобным. И Белоруссия, и Крым, и православные Прибалтики, и православные всего мира, будь то болгары, сербы, румыны, греки ― все стекались к преподобным Печерским, прося их помощи и черпая благодатные силы от святынь, их святых мощей.
«Духовного исцеления просим себе, своим детям, своим внукам, всему многострадальному Отечеству»
В сегодняшний день мы, братья и сестры, притекаем к преподобным Киево-Печерским, прося их помощи, прося их заступничества, прося их молитвы и их благословения, чтобы всякое зло в нашем Отечестве в добро обратилось, в мир и любовь друг к другу.
При входе в Успенский собор наш, справа и слева, братья и сестры, стоят два мощевика ― Ближних пещер и Дальних пещер Киево-Печерских угодников Божиих. Каждый из вас в сегодняшний день приложитесь к этим мощам угодников Божиих, поставьте свечи и попросите их заступления и помощи. И я верю, что как они не оставляли раньше нашего Отечества, так и ныне не оставят, так и впредь не оставят. Потому что они — братья наши. Они имеют любовь к нам больше, нежели мы имеем друг к другу и угодникам Божиим. И Господь желает нам пользы и спасения в миллионы раз больше, чем мы этого спасения желаем. И Господь ждёт нашего исправления, нашей молитвы. Ждёт, когда мы, расслабленные духом, будем молитвами угодников Божиих к Его стопам положены. И как хотелось бы услышать от Бога слова, которые услышал расслабленный: «Прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми одр свой и иди в дом свой» (Мк. 2:5).
Дай, Боже, и нам крепости духовной! Не от физических болезней исцеления просим, всё это сопутствующее. Духовного исцеления просим себе, своим детям, своим внукам, всему многострадальному Отечеству. Просим, братья и сестры, и молим Бога о помощи, вверяя своё будущее молитвам и заступлению святых угодников Божиих. Аминь.