ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОВПНИКА

 

Неділя 25-та після П’ятидесятниці

22898 thumbИсцеление согбенной женщины
Господь наш Иисус Христос часто проповедовал в синагогах. Почему?
Потому что синагога являлась собранием верующих. Как сейчас мы собираемся в храме вместе, так и раньше люди имели нужду в общих собраниях для совместной молитвы, чтения Писания, толкования прочитанного. Синагоги устраивались в образ скинии и храма, но принципиальное отличие было в том, что там отсутствовал жертвенник. Главным лицом был начальник синагоги, о котором упоминается в данном Евангельском событии. После того как Спаситель исцелил согбенную женщину, которую 18 лет мучил недуг, начальник синагоги, негодуя, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний».
Не только этот один начальник, но многие иудеи в те времена соблюдали закон, доводя его до безумия, что и пришел обличить Господь, ибо не может быть никакого формализма и фанатизма в деле спасения, не может быть закона, построенного не на любви к Богу и ближнему. Хотя на Синае соблюдение субботы было включено в десять заповедей: «не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх. 20, 8 —11), - это не означало, что нельзя отвязать ослицу и напоить ее, что нельзя обрезывать в субботу и делать многие другие богоугодные дела. «Не человек для субботы, а суббота для человека» (Марк. 2, 27) – как много сказано в этом выражении! Господь призывал, прежде всего, к внутреннему соблюдению этого дня, утверждая то, что в субботы, воздерживаясь от земных занятий, можно делать людям добро (Матф. 12, 12).
В то время как иудеи говорили бывшему расслабленнному: «сегодня суббота; не должно тебе брать постели», - Господь продолжал исцелять. Когда голодные ученики Господни срывали колосья в день субботний и ели, Христос говорил иудеям не осуждать их, как те не осуждают пророка Давида, взявшего в крайней нужде хлеб предложения, который могли есть только священники, и ел его. Недаром Христа называют Господином субботы, Который поставил во главу этого дня любовь.
«Христос не только, вообще, соблюдал субботу, но Он соблюдал ее лучше, нежели иудеи того времени. Мало того, Христос считал чувство благоговения иудеев к субботе очень хорошим, законным чувством, и потому-то, предсказывая разрушение Иерусалима, Он советовал ученикам молиться, чтобы бегство их не случилось зимою или в субботу (Матф. 24, 20), так как, имея благоговение к субботе и будучи ограничены расстоянием, которое они могут пройти в субботу, иудеи не могли бы бежать далеко, и потому их погибло бы больше, чем в какой-либо другой день.
Кроме того, имеется действительное указание, что Господь соблюдал день субботний. В Лук. 23, 56 написано, что ученицы (и ученики) Христа „в субботу остались в покое по заповеди". Мы же часто лицемерим, фарисействуем, ищем себе оправдания в жизни, говоря: «Господь нарушал субботу, значит и мы можем нарушать воскресенье, ведь этот день заменил собой субботу». Господь же всегда призывал к добру. Смогли ли вы сохранить любовь в отношениях с ближними, соблюдая свое правило, закон, выполняя поручение или даже требование? Это спросит с нас Господь на Страшном Суде, а не то, что именно выполнили или нет.
Митр. Антоний Храповицкий говорит об этом так: «не соблюдение правил открывает нам путь к Богу. Когда этот путь уже открылся, тогда правила могут нам служить костылем, - не условием для того чтобы подойти к Богу, а костылем, который нам помогает идти к Нему на встречу, на приобщение, на общую жизнь. Но когда этот путь еще не открылся, никакие правила не помогут». Так что только в духе любви мы можем воспринять весь закон, с милосердием относясь к людям, по доброте сердечной, поступая по совести. Тогда благо Божие не вызывет зависти фарисейской: «Почему она исцелена, а я нет?». Тогда день воскресный станет для нас днем внутреннего душевного мира, который стяжается приобщением Пречистых Христовых Таин на Литургии, а затем - бережным хранением себя от всякого греха и бесчисленными добрыми делами, идущими от сердца и не кончающимися одним днем.