ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОВПНИКА

 

Неділя 33-я після П’ятидесятниці

О Закхее — человеке, который хотел увидеть Господа
Епископ Белогородский СИЛЬВЕСТР,  ректор Киевской духовной академии и семинарии
1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. 5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Евангелие от Луки 19:1-10
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
История обращения человека к Богу всегда взывает удивление. Нередко можно услышать, что человек, в принципе, не меняется после того, как еще в юном возрасте сформировался его характер, привычки, пристрастия. Наверное, опыт жизни покажет, что эти слова правдивы. Но мы, христиане, верим в чудо. И самое большое чудо — это как раз изменение человека. Радикальное изменение, которое может быть выражено лишь при помощи противоположностей: от тьмы — к свету, от смерти — к жизни, от диавола — к Богу, от греха — к праведности. И никакие психологические концепции никогда не смогут понять и пояснить воистину радикальную перемену человека. Не смогут, потому что это действие Благодати Божьей, а не усилий и практик человеческих.
Сегодняшнее евангельское чтение рассказывает об обращении мытаря Закхея. Мытарь — это сборщик податей, то есть налогов. Во времена Господа Иисуса Христа налоги собирались мытарями не в пользу национальной власти, а в пользу той власти, которая владела евреями. Поэтому мытарей презирали в обществе, их считали людьми, работающими на благо завоевателей. Кроме того, система сбора налогов строилась таким специфичным образом, что мытарь получал от власти как бы лицензию на сбор подати. И его задачей было собрать необходимое количество взносов, однако за ним оставалась возможность брать с человека больше необходимой суммы. Соответственно, эту надбавку мытарь забирал себе. Например, мытарю необходимо собрать в пользу казны 50 серебряников. А он собирает 60. Следовательно, 50 монет он отдаст, а 10 — оставляет себе. На практике мытарям удавалось через такую схему зарабатывать немалые, а иногда огромные средства и становиться очень зажиточными людьми. В средствах по сбору налогов мытари были неразборчивыми, а часто и откровенно жестокими. В каком-то смысле мытари того времени также выполняли функции коллектора, и просто выбивали у человека задолженную сумму.
Мытарей ненавидели все. Мытарь — грешник не только в глазах фарисеев, но и простого народа. Общение с мытарем считалось духовным осквернением, соучастием в его грехе против своего же народа. Закхей, как уточняет евангелист Лука, был не просто мытарь. А «начальник мытарей и человек богатый» (Лк. 19:2). Итак, Закхей приобрел свое богатство именно через мытарство. Представим сколько слез, жалоб, просьб о милости, и одновременно ненависти и проклятий стоит за этим богатством Закхея. И вот в его родной город Иерихон приходит с проповедью Иисус Христос. Господа, как обычно, окружает толпа. И Закхей тоже хочет увидеть и услышать Христа. Мы не знаем причины такого желания, что именно заставило этого, безусловно, непростого и недоброго человека вдруг возжелать увидеть Христа. Можно предположить, что, несмотря на свой род занятий и суровость характера, внутри все же его одолевал голос совести. Возможно, им двигало просто любопытство. Какие бы «возможно» мы не назвали, очевидно одно — Бог вел этого человека к покаянию, к обращению, к вере в Сына Божия Иисуса Христа путями Ему Одному, Промыслителю, известными.
Итак, Закхей хочет видеть Христа, но не может пробраться через толпу. И кроме того, как уточняется, Закхей был маленького роста (Лк. 19:3). Трудно предположить какого именно был роста Закхей, но очевидно, что ниже среднего по меркам того времени. И тогда Закхей предпринимает следующее: он понимает, каким именно путем будет идти Господь по улицам Иерихона, и, забежав вперед, залазит на смоковницу, то есть на дерево инжира. В этой детали рассказа содержится грандиозный смысл. Во-первых, иллюстрируется огромное желание Закхея увидеть Господа. Во-вторых, представим себе, чтобы сейчас какой-нибудь человек, пользующийся положением и статусом в обществе, ради того, чтобы увидеть что-нибудь залез на дерево. Очевидно, что люди воспримут это как минимум за странность и сделают это предметом насмешек. И Закхей, конечно, понимает, насколько нелепо будет он выглядеть на дереве, и как будут его высмеивать, тем более учитывая его мытарское занятие. И, в-третьих, в этой истории можно узреть духовный смысл. Все дело в том, что древо познание добра и зла, от которого вкусили запретный плод прародители (Быт. 3) было смоковницей, а не яблоком. Прп. Исидор Пелусиот, прп. Максим Исповедник и множество иных святых отцов однозначно высказывались, что райское древо — было смоквой.
Вспомним, братья и сестры, что, вкусив плода смоковницы в недолжном расположении мыслей и желаний, прародители совершили грех. И когда Творец, желая покаяния, Адама и Евы обращается к ним, они в помрачении ума своего прячутся от Вездесущего в кустах. Тут же, в истории с Закхеем, мы видим совершенно иной порядок. Человек грешный, человек несправедливый, человек бессердечный слышит глас Божий и его черствое сердце начинает таять от посещения Божьего. Ему все равно, что над ним будут смеяться, что будут показывать на него пальцами, что даже подчинённые ему мытари будут перешёптываться за его спиной и называть его умалишенным. Ему все равно, ведь он вдруг осознал, что хочет в этой жизни только одного — видеть Господа. Поэтому он, Закхей — начальник мытарей, не прячется, не скрывается, но сам залазит на смоковницу — символ познания добра и зла — чтобы стать выше, чем он есть, чтобы познать, что его предшествующая жизнь была злом. И вот к нему идет Источник добра, святости и радости.
Подошедший к смоковнице Христос, Сам обращается к нему и зовет его по имени — Закхей. Опять же всплывает невольно параллель с грехопадением Адама и Евы, когда Бог зовет Адама по имени, но тот укрывается в листве кустов. Здесь же, Спаситель обращается к Закхею, зная, что начальник мытарей уже готов к покаянию. Иисус Христос говорит Закхею «сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Слово «надобно» означает не просто желание, или необходимость. Надобно означает — реализацию Божественного замысла, чего-то, что имеет спасительное значение. Таким образом, этим выражением Господь показывает, что Он идет в дом Закхея не просто как гость, не на обед и беседу, а ради спасения самого Закхея и всей его семьи. И в действительности, Господь, уже находясь в доме Закхея, скажет: «пришло спасение дому сему» (Лк. 19:9). Дому, то есть всей семье и всем домашним Закхея.
Принимая Господа в своем доме, Закхей «став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Вставать во время речи за столом — знак не только уважения, но и торжественности момента. Нам этот обычай тоже хорошо известен, так как и в нашей культуре принято, скажем, во время тостов или застольных речей вставать. Подобная практика была и в Древнем Израиле. Правда, вставать было принято не просто во время беседы, а именно при значительной речи или приветствии. Чувство покаяния и радости переполняют Закхея и он перед всеми объявляет: «половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». В этом его жертва и его покаяние. Закхей раздаст все свое имущество, потому что все, чем он обладает, он нажил неправедным путем обиды других людей. Он говорит, что половину имения он сразу раздает нищим, а вторую половину он отдаст тем, кого обидел. Вообразим, братья и сестры, сколько людей обидел начальник мытарей за свою жизнь?! И каждому он отдаст в четыре раза больше!! Что же останется у него? Практически ничего.
Вспомним рассказ о богатом юноше. Господь говорит «если хочешь быть совершенным, продай имение свое, раздай его нищим и следуй за Мной» (Мф. 19:21). Но юноша так не поступил, а ушел в печали от Христа. Закхею Господь не говорит: «раздай имущество», но Закхей сам выступает с такой инициативой. И делает это потому, что становится на путь совершенный, тот путь, который не многие могут вынести. Закхей уже не мытарь — его сердце мытаря растаяло и в нем растет сердце ученика Христова. Видя такое стремление Закхея к совершенству, Господь говорит: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19:9). Сыны Авраама — это не только те, кто от него произошел по плоти. В Священном Писании Нового Завета патриарх Авраам и обещанное ему потомство понимаются в духовном смысле. Авраам — отец верующих, так как именно он показал силу веры в Бога (ср. Евр. 6 гл). И в данном случае, Господь использует выражение «сыны Авраама» не в смысле происхождения плотского, но в смысле праведности. И когда Господь говорит вот «и он сын Авраама», то этим, разумеется, указывает не национальность Закхея, но его веру и его поступок, через которые он стал духовным сыном Авраама — праведником. Ибо сказано, что Авраам поверил Богу и тот вменил ему это в праведность (Гал. 3:6).
Братья и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение о покаянии, об изменении, о Божественной любви и милости. Любой человек, кем бы он не был и в каком состоянии находился, может обратиться. Это наша вера, это наше упование. Господь Сам дает обещание «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Никого не отгонит от себя Спаситель, если человек желает измениться: ни мытаря, ни блудницу, ни отрекшегося апостола. Заключительные слова повествования о Закхее о том, что «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10) встречаются также у евангелиста Матфея (Мф. 18:11) в изложении причти о заблудшей овце. И если соотнести эту притчу с историей Закхея, то становится очевидным, что Закхей на самом деле — одна из таких заблудших овец, которая вернулась в духовную паству Господа.
Братья и сестры! Евангелист Лука говорит как народ увидев, что Христос пошел к Закхею, стал возмущаться и роптать, говоря, что Он зашел к человеку грешному. Как часто, люди, даже верующие, видя кого-то подобного Закхею в храме на службе, начинают возмущаться: знаем мы его, знаем какой он на самом деле. Может и знаем, что с того? Разве история с Закхеем не учит нас, что самый неприятный человек может измениться? Разве вправе мы указывать Богу время и способы обращения такого человека? «Царствие Божие не имеет определенного времени, но для желающего присуще во всякую пору», — говорит блаженный Феофилакт. Что бы не стояло за человеком, какие бы грехи не тяготели над ним, Бог Всемогущий примет его, если только человек пожелает измениться. Мы часто видим грехи людей, но не видим их покаяния, а потому суд человеческий несправедливый. Отринем же от себя, братья и сестры, осуждение, никогда не будем роптать и возмущаться, а тем более выносить приговор человеку, которого почему-то вдруг мы посчитали грешнее себя. А если и найдет на нас такое искушение осуждать кого-то, вспомним историю с Закхеем. Где осуждавшие его? Где роптавшие? Где смеющееся над ним? А он — с Господом славы. Нам же всем следует смотреть не за другими, а за собой, чтобы не пропустили мы «время посещения» (Иер. 6:15) нас Господом, дабы не оказались мы на весах Его очень легкими (ср. Дан. 5:27), то есть пустыми и никчемными, и не были извержены во тьму (ср. Мф. 22:13). Аминь.