ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОВПНИКА

 

Восполнит ли человечество третью часть недостающих Ангелов на Небе?

Протоиерей Андрей Чиженко
День памяти святого Архистратига Михаила.
Есть две смежные богословские науки, которые очень тесно связаны друг с другом и являются словно бы двумя сторонами одно монеты: патрология и патристика.
Эти слова однокоренные, производные от слова «патер», т. е. «отец». Данные науки изучают жизнь и труды святых отцов Церкви. В частности, патрология имеет объектом изучения жития и труды святых отцов, а патристика более концентрируется на их догматических и богословско-философских концепциях, доктринах, которые они благодатью Святого Духа открыли миру.
В богословии, исходя из этих наук, есть следующие понятия.
Оросы (с греческого «граница, рубеж, определение») Вселенских и некоторых иных Соборов. Это определения, постановления, документы, принятые на вышеупомянутых Соборах и имеющие в Церкви каноническую, а часто и догматическую силу. Оросы общеобязательны для соблюдения всеми православными христианами.
Существует также понятие consensus patres, что с латыни переводится как согласие святых отцов. Т. е. это когда несколько или много авторитетных отцов Церкви одинаково говорят о каком-либо предмете. В таком случае он тоже принимается как истина, исходя из соборного принципа Церкви. Ведь несколько святых отцов – живых сосудов благодати Святого Духа – говорят по определенному вопросу единодушно.
Есть же так называемое частное мнение святого отца. Оно вполне может быть истиной. Но до конца мы этого не знаем. По отношению к вероучению Церкви мнение нейтрально или позитивно и потому имеет право на существование как некая версия, теория, гипотеза, которая может оказаться правдой.
К примеру, священномученик Ириней Лионский писал в своих трудах, что Ангелы питаются и даже размножаются, но только не таким способом, как люди. Данное утверждение мы ни доказать, ни опровергнуть не можем. А потому оставляем его как интересную информацию. Истина же нам откроется в свое время. Она покажет, так это или не так.
Примерно то же и с мнением о том, что мы – люди – должны восполнить собой в Царствии Небесном третью часть ангелов, которые ниспали с неба и стали бесами. И когда это случится наступит Страшный суд. Существует также мнение определенных святых отцов о том, что в Царство Небесное войдет столько же людей, сколько там Ангелов сейчас есть.
Если говорить, к примеру, о третьей части, то здесь мнение отцов основывается на стихах Книги Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.
А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:3–9). В частности, стих 4-й: «Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю». Т. е. сатана увлек третью часть ангелов в преисподнюю. И они стали бесами по собственному произволению.
Исходя из вышесказанного, блаженный Августин Иппонийский в своем произведении «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви» писал: «Другое же разумное творение, человечество, погибавшее во грехах и бедствиях, как наследственных, так и собственных, должно было по мере своего восстановления в прежнем состоянии восполнить убыль в сонме ангелов, образовавшуюся со времени дьявольского разорения. Ибо воскресающим святым обещано, что они будут равны ангелам Божиим (Лк. 20:36). Таким образом, горний Иерусалим, мать наша, град Божий, не лишится ни одного из множества своих граждан, или, может быть, будет владеть даже большим количеством».
А святитель Григорий Двоеслов в Беседе 34-й своего труда «Сорок бесед на Евангелия» писал: «Поскольку же, по нашему мнению, туда взойдет такое множество людей, какое множество осталось Ангелов». Эту же мысль повторяет преподобный Анастасий Синаит в книге «Вопросы и ответы»: «Впрочем, святые отцы говорят, что когда число праведных мужей достигнет числа падших ангелов и горний мир наполнится [ими], тогда и произойдет скончание [века сего]. Как восклицает [святой] Григорий: «Мир горний должен наполниться».  Размышляли на эту тему и другие святые отцы.
Но нам важно горячее пламенное энергичное устремление всех святых отцов, которые желали, наполненные Божественной любовью, чтобы максимально большее количество людей спаслось! А для этого нам уже здесь, на земле, нужно уподобляться святым Ангелам и крылами поста, молитвы устремляться в духовное Небо, в горнее наше Отчество, где Милосердный и Любящий Господь приготовил место и для нас среди Честных Небесных Сил Бесплотных – в сонме Ангелов и святых.
Как писал святитель Григорий Двоеслов: «Но что за польза для нас обсуживать это об Ангельских духах, если мы не позаботимся еще через приличное размышление приноровить того к нашему усовершенствованию?.. должны и мы извлечь нечто из оных разделов высших граждан (имеются в виду Ангелы. – Прим. авт.) в пользу нашего обращения и добрыми расположениями воспламенить самих себя к приращению добродетелей».
Потрудимся же! О том нас умоляют наши Ангелы Хранители и Сам Бог: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).
Святый Архистратиже Божий Михаиле и прочие Небесные Силы бесплотные, молите Бога о нас!